Системное мышление + маркетинг или почему нужно красить швабры на предприятии в разный цвет.

К сожалению, я не могу назвать много успешных и действительно интересных, с точки зрения профессионализма, имён в сфере высокоуровневого консалтинга на всём постсоветском пространстве.

Интернет изобилует яркими склёпанными на скорую руку сайтами, пестрит и мерцает рекламой, вещает третьесортными блогами, где все пишут примерно одинаково: «Мы лучшие», «Будущее здесь», «Мы решим любую вашу проблему», «Ваша забота – наша работа» и всё в таком стиле. Во всём этом информационном шуме сложно найти что-то стоящее.

Но «гуру» консалтинга существуют. Один из таких «гуру» это Сергей Славинский. Сергей публикуется в сети, растит бороду и носит клетчатую рубаху с бабочкой. Ну а если серьёзно, на мой взгляд, Славинский – один из лучших специалистов в сфере высокоуровневого консалтинга в России. Трудится он не покладая рук и зарабатывает хлеб насущный тем, что даёт грамотные рекомендации в области маркетинга и брэндинга, ищет оптимальные решения и выдаёт практические руководства по устранению имеющихся проблем. Звучит это всё не слишком сложно. На самом же деле это весьма тяжёлая, ответственная работа, требующая большого ума, постоянного развития, невероятной концентрации, обширных знаний в смежных с маркетингом сферах, а иногда ещё некой проворности, смекалки и сообразительности. Также одним из обязательных качеств успешного специалиста по консультированию является системное мышление.

Системное мышление

Ведь именно системное мышление позволяет специалистам вроде Сергея видеть разное в одинаковом и находить одинаковое в разном. Этот метод помогает отследить причинно-следственные связи любого события или ситуации и на основе анализа этих связей выработать и предложить оптимальное решение, подходящее заказчику.

Хочу привести хороший показательный пример из практики Сергея, в котором все вышеперечисленные качества нашли своё применение и вылились в забавное на мой взгляд решение – покрасить швабры на производственном предприятии в разный цвет)

В общем, однажды у одного человека «родилась» идея сделать бройлерный бизнес (птицефабрику). Рождению идеи предшествовал минимальный анализ рынка и потребительских предпочтений, но без особых исследований в этой сфере. Cкорее тема бизнеса была выбрана на основе собственных наблюдений и возможно отчасти интуитивно.

Существует общепринятое мнение, что куриное мясо и производимые из него продукты, обладают некоторыми преимуществами по сравнению с говядиной и свининой. «Курица» стоит обычно дешевле говяжьего мяса и свинины, к тому же говядина во многих торговых объектах является «дефицитным» продуктом и отсутствует в продаже.
При более пристальном рассмотрении рынка куриного мяса, выяснилось что в этой сфере отсутствует сегментация и не существует определённых стандартов продуктов, что затрудняет сравнение покупателем одного товара с товарами другого производителя.

Все вышеперечисленные факторы открывают широкие возможности для бизнеса. Нужно всего лишь исправить существующие недостатки сложившейся ситуации на рынке мясных продуктов. Это позволит выделиться (дифференцироваться) новой компании на фоне других участников рынка, тем самым создавая весомое конкурентное преимущество. Оцениваем аудиторию, выделяем целевую группу, формируем свои требования к предлагаемому продукту. Для несегментированного рынка в случае не самого большого производства самый верный выбор – это стратегия дифференциации и фокусированной дифференциации одновременно. Это в теории позволяет выйти в премиальный сегмент и получить около 15% от объёма рынка (в деньгах) и около 10% рынка (в весе поставляемых продуктов). Дальше идея начала формироваться и родилось определение «куриные продукты премиум класса». Но это слишком туманно и размыто. Но что значит «премиум» для потребителя (покупателя) когда речь идёт о продуктах питания? Верно! Во-первых, это – свежесть! Чем продукт свежее, тем лучше. Во-вторых – натуральность. Натуральность покупателем часто определяется «на глаз», значит нам важен внешний вид продукта (эстетика), его цвет, вкус и структура и т.д. Далее: удобство использования, формат продукта, комфортность покупки и транспортировки, условия хранения, способы приготовления, утилизация и т.д. Всё это одновременно требования к продукту -для производителя, а для пользователя – потребительские качества. Теперь нужно выбрать ту «ценность», которая будет основной и которую возможно реализовать с максимальной эффективностью. Это будет основной «фишкой» продукта и бизнеса. Выбираем свежесть и натуральность. Не плохой вариант формулировки идеи как “максимально свежие 100% натуральные продукты из куриного мяса”. Но на данном этапе это слова, которые ничего не значат. Как реализовать данную идею? Вот здесь приходят на помощь безграничные возможности маркетинга!

Максимальная свежесть означает, что время между созданием продукта (в нашем случае это убой птицы и её предпродажная подготовка) и доставкой до конечного покупателя  (торговая точка, магазин и т.д.) – должно быть минимальным.

Общий алгоритм таков:
– Для того, чтобы продукция попадала на полку максимально быстро она должен быть штучной, готовой к выкладке на витрину. Тогда товар после доставки в магазин не нужно перевешивать, переупаковывать, клеить дополнительные этикетки, а можно прямиком выставлять в торговый зал.

-Для того, чтобы сделать штучный (максимально одинаковый) продукт необходимо производить товар (в нашем случае это тушки) одинакового размера (веса).

-Для того, чтобы достичь однородности взрослых особей, на птицеферме необходимы единые условия кормления, поения и, главное, нужны одинаковые цыплята.

– Цыплята вылупляются в период от двух до двенадцати часов и первые часы после их вылупленные – самое важное время, потому что именно в этот период формируется основа их организма (раньше вылупился, раньше поел, раньше стал расти), которая влияет на их дальнейшее развитие. Следовательно, что бы все цыплята развивались одинаково, нужно обеспечить максимально одинаковые (и короткие) сроки их вылупления.

– Для того, чтобы вылупление цыплят произошло в максимально короткие сроки (2 часа) нужно обеспечить единые условия для всех яиц в инкубаторе (температура, влажность, бактериальный фон и т.д.)

Если температура и влажность в инкубаторе легко поддаётся контролю, то как дела обстоят с бактериальным фоном?

–  Для того, чтобы обеспечить единую бактериальную среду в помещении и что важнее,  на поверхности всех яиц, необходимо чтобы в инкубатор не заносились “чужеродные бактерии”. Один из видов такого «занесения» – во время плановой уборки помещения, когда, полы в инкубаторе моют шваброй из другого цеха или производственного помещения.

Это весьма реальный случай и чаще всего бывает именно так. При этом на нижних полках инкубационного шкафа меняется бактериальный фон по сравнению с верхним… Решение до неприличия простое (и даже дешёвое): для того, чтобы не было возможности перепутать швабры из разных цехов – красим их в разные цвета…

Техническая составляющая решения – одна швабра красная, другая синяя ти.т.д.

Организационная составляющая решения – контроль (что бы швабры не путали).

Основная «фишка», точнее идея бизнеса (обеспечение свежести продукта) – достигнута.

И это всего лишь одна «ветвь» которая использовалась для достижения одной конкретной цели. А если предприятие выпускает множество продуктов и для каждого из них существуют свои задачи, и для каждой задачи существует множество решений?

К сожалению не все предприятия (при том как крупные, так и мелкие) вовремя осознают, что им требуется консультативная помощь. Большинство работает на заимствовании идей, не привнося в бизнес ничего нового и оригинального. Основной принцип это: мы как-то сами разберёмся и зачем на платить деньги куда-то «налево» за какие-то там бесполезные услуги? А тем временем, самые дальновидные бизнесмены обращаются к профессионалам, укрепляя тем самым свои позиции на рынке и увеличивая разрыв между собой и вечно «догоняющими» компаниями.