О важности прототипирования

О важности прототипирования уже было много сказано и написано. Регулярно проводятся различные семинары и вебинары на данную тему, создаются целые блоги, пишутся заметки, статьи, снимаются обучающие видео, а в скором времени, полагаю, о прототипировании будут писать песни и стихи. Но не смотря на всё обилие информации по данной тематике, многие разработчики пренебрегают прототипированием.

Причины разные. Нежелание тратить на этот этап время и ресурсы, не желание разбираться в чём-то новом – осваивать программы\сервисы для создания прототипов и т.д.

Заблуждение со стороны заказчика состоит в том, что он уверен, что картина, сформированная в его голове по поводу того как должен выглядеть конечный продукт, является единственно верной, несмотря на возможную некомпетенцию в данной области, а исполнители умеют читать мысли и поэтому в их головах формируется точно такая же картина со сто процентным соответствием.

Заблуждение разработчика состоит в то что, мол раньше и без этого как-то жили и теперь обойдёмся. Да иногда можно без прототипа. Можно без ТЗ и даже без дизайна. Только продакшен, только hard-core! Но это смотря какой проект и как происходит взаимодействие с заказчиком. В идеальном мире (где живут только пони, которые питаются радугой и какают бабочками), нужно заниматься согласованием уже на самых первых этапах работы над проектом, и поскольку заказчик не всегда владеет нужной терминологией и необходимым набором знаний что бы на равных взаимодействовать с разработчиком, этот самый разработчик должен переносить всё своё видение в плоскость понятную заказчику. Прототип – это как раз такая плоскость. Ведь прототип – это как правило достаточно простая схема – т.е. визуализация проекта – схематическое изображение с помощью геометрических фигур, линий и стрелочек его модулей и путей их взаимодействия. А всё визуально воспринимается людьми с достаточно большой скоростью, если сравнивать, например, с чтением текста.  В общем прототипы всякие нужны, прототипы всякие важны.

В общем прототипы всякие нужны, прототипы всякие важны.

Onest.by

И если заказчик не понимает зачем нужны эти «картиночки» и не готов за них платить, не хочет «лишних» этапов и согласований, объясняя это тем, что «у нас же всё очень просто», то задумаетесь как будет складываться ваша дальнейшее взаимодействие с таким работодателем.

Иногда бывает полезно объяснить заказчику всю пользу прототипов. Но если ваша цель задолбаться и многократно переделывать уже сделанное – то, конечно в таком случае лучше без прототипов. Не так важно какими средствами выполняется прототипирование. Главное, чтобы эти средства были удобны исполнителю и понятны заказчику. К тому же сохранённый (распечатанный, подписанный, переданный в электронном виде) прототип является своего рода документальным подтверждением результата договорённости о структуре проекта. И в случаях «неясностей» и споров с заказчиком, он может быть использован как визуальное доказательство этих самых договорённостей.  

Есть достаточно бодрое и интересное кино – «Основатель» с Майклом Китоном в главной роли. В киноленте рассказывается про создание самой известной сети ресторанов быстрого обслуживания – Макдональдс. В первой половине фильма, братья Дик и Мак Макдональды рассказывают своему будущему партнёру по бизнесу Рэю как они придумали первый «Макдональдс». Имея уже достаточно удачный бизнес, они стремились не останавливаться на достигнутом и хотели его многократно улучшить. При этом братья Макдональды пошли на достаточно смелый шаг – они остановили работу прибыльного кафе, чтобы «бросить» силы на разработку концепции принципиально нового инновационного ресторана. На тот момент у них был уже достаточно большой опыт работы в общепите и было понимание того что нужно исправить и изменить. Братья, собрав своих сотрудников стали разрабатывать прототип. В качестве инструмента для прототипирования был использован теннисный корт и цветные мелки.

Они рисовали прямо на корте в масштабе один к одному расположение мебели и кухонного оборудования, расставляли своих сотрудников и просили их имитировать свою работу. Вот такое интерактивное проектирование. Сотрудники махали руками, перемещались по нарисованной кухне, чистили картофель, работали на гриле, упаковывали покупки и т.д. Сами же братья наблюдали за этим процессом со стороны (и иногда сверху, забравшись на лестницу). Затем «мебель» и «кухонное оборудование» передвигалось, т.е. перерисовывалось и всё многократно повторялось. Этакий метод последовательных приближений. Если верить фильму на всё ушло 6 часов, что не так уж много учитывая потрясающий результат такого прототипирования. Конечно теннисный корт и мелки – это не единственный фактор, приведший к успеху, но один из самых важных.

Если будут время и желание я, возможно, напишу небольшое руководство по какой-нибудь из программ для создания прототипов. Хотя я сам до сих пор для себя не смог найти действительно универсального удобного и конечно же бесплатного инструмента для построения прототипов.